Системы смазочные типа МВМ (далее системы) предназначены для дозированной подачи смазочного материала к поверхностям трения цилиндров газомотокомпрессоров. Максимальное противодавление в точках подвода смазочного материала 18 МПа (180 кгс/см2).
Системы работают на чистых минеральных маслах с классом чистоты не ниже 14 по ГОСТ 17216-71 с кинематической вязкостью от 17 до 3000 мм2/с. Диапазон температур рабочей среды: от +5°С до +85°С. Диапазон температур окружающей среды от +5°С до +50°С. Относительная влажность окружающей среды не более 80% при температуре +25°С. Смазочные системы не рассчитаны на работу в среде, содержащей едкие газы, пары или растворы едких веществ в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию.
Климатическое исполнение и категория размещения систем по ГОСТ15150-69: предназначенных для стран (районов) с умеренным климатом УХЛ, категория размещения 4; предназначенных для стран (районов) с тропическим климатом – О, категория размещения 4.1.
Смазочная система состоит из насоса Н, привод которого осуществляется от вала газомотокомпрессора через муфту МФ; фильтра низкого давления Ф1; фильтров высокого давления Ф2, Ф3; индикаторов блокирования линии А1 и А2, устанавливаемых на коллекторах насосных секций КЛ1 и КЛ2; клапанов потока КП1 и КП2; центральных питателей П1 и П2; вторичных питателей П3 и П4, в которых могут быть установлены при необходимости индикаторы блокирования линии А3 и А4; блоков контроля (расходомер) А5, А6; обратных клапанов КО1 и КО2; соединительных трубопроводов и арматуры.
Смазочный материал от секций насоса Н через фильтры высокого давления Ф2 и Ф3 поступает к блокам контроля А5 и А6 соответственно линии смазки цилиндров компрессора (верхняя ветвь) и цилиндров двигателя (нижняя ветвь). От блоков контроля смазочный материал поступает в клапаны потока КП1, КП2 и далее к центральным питателям П1 и П2. Центральные питатели направляют смазочный материал к вторичным питателям П3 и П4 и далее через клапаны КО1, КО2 к точкам смазки газомотокомпрессора. индикаторы блокирования линии А3 и А4, установленные во вторичных отводах питателей, и А1, А2, установленные на насосных секциях, служат для обнаружения неисправностей (блокировок), которые могут возникнуть при работе системы.
Насос предназначен для подачи смазочного материала из системы циркуляционной смазки газомотокомпрессора к центральному питателю. Насос состоит из редуктора и двух плунжерных насосных секций, установленных на редукторе. Насосные секции могут устанавливаться как справа, так и слева относительно приводного вала.
Фильтр низкого давления предназначен для очистки смазочного материала, поступающего к насосным секциям, от посторонних частиц.
Фильтр высокого давления предназначен для очистки смазочного материала, поступающего в линию смазки, от посторонних частиц и загрязнений.
Блок контроля служит для контроля за количеством смазочного материала, поступающего к цилиндрам двигателя или компрессора в единицу времени. В блоке контроля установлен манометр, служащий для визуального контроля величины давления в смазочной системе.
Клапан потока служит для подачи сигнала в пневмосистему автоматического управления топливоподачей при отсутствии потока смазочного материала (неисправный насос, разрыв трубопровода до клапана потока, закупорка клапанов, заклинивание поршней питателей). Время выдачи аварийного сигнала регулируется в пределах от 2 до 90 с.
Ручной насос служит для заполнения системы смазочным материалом и удаления из неё воздуха. Применяется также для поиска некоторых неисправностей в смазочной системе.
Индикаторы блокирования линии служат для определения места или области чрезмерного повышения давления в системе. Выдвинутый шток-индикатор указывает на то, что, на контролируемом участке системы было или существует повышение давления (в других типах индикаторов происходит разрыв мембраны, и смазка выбрасывается в атмосферу).
Питатели служат для распределения между точками смазки в нужной пропорции смазочного материала, поступающего от насоса.
Структура обозначений
Пример условного обозначения смазочной системы типа МВМ:
001 МВМ 01 УХЛ4 ТУ У 29.2-054 09685.006-2002, где:
001 – порядковый номер системы (см. табл.1, присваивается при согласовании с заказчиком схемы на конкретную систему);
МВМ – условный шифр системы для газомотокомпрессоров;
01 – условное обозначение типа газомотокомпрессоров (см. табл. 1)
Тип газомотокомпрессора | Условное обозначение типа газомотокомпрессора | Порядковые номера системы |
МК8М | 01 | 001– 010 |
10ГКНА | 02 | 011– 040 |
МКС12 | 03 | 041– 050 |
ГМ12 | 04 | 051– 060 |
ДР12 | 05 | 061– 080 |
Пример условного обозначения питателя: (см. табл. 4): Питатель МВ-5: (35ЕВ-25Д-15Д-10Д-10Д),
где:
МВ (МВМ, МВР) – тип питателя;
5 – количество промежуточных секций;
35ЕВ, 25Д, 15Д, 10Д – типоразмеры промежуточных секций питателя, начиная от входной секции, где:
35, 25, 15, 10 – шифр исполнения секции;
Д – секция с двумя отводами;
Е – секция с одним отводом (подача смазочного материала из отвода производится два раза за цикл);
В – шток-индикатор находится справа (при его наличии); А – шток-индикатор слева, если смотреть на лицевую сторону пи-
тателя, когда вход сверху.
Технические характеристики
Основные параметры смазочной системы и ее составных частей при работе на чистом минеральном масле с кинематической вязкостью от 120 до 140 мм 2 /с приведены в таблице 2:
Таблица 2
Наименование параметров | Данные |
1. Номинальное давление смазочного материала в отводах (на входе в точки смазки), МПа (кгс/см 2), линий: – двигателя – компрессора |
6 +0,5 (60+5) 15±0,5(150±5) |
2. Максимальное давление смазочного материала в отводах (на входе в точки смазки), МПа (кгс/см 2), линий: – двигателя – компрессора |
6,5±0,5 (65+5) 18±1,0(180±10) |
3. Число отводов, не более, в линиях: – двигателя – компрессора |
50* 70* |
4. Диапазон подач смазочного материала насосом, л/мин, в линии: – двигателя – компрессора |
0,019 – 0,185* 0,005 – 0,075* |
5. Ряд номинальных подач смазочного материала в отводы (в точки смазки), см 3 /цикл |
0,16; 0,24; 0,32; 0,48; 0,56; 0,64; 0,96; 1,12 |
6. Номинальное давление срабатывания индикаторов блокирования, МПа (кгс/см 2), в линиях: – двигателя – компрессора |
12,5±1,25 (125±12,5) 18,5±1,85 (185±18,5) |
7. Время запаздывания выдачи аварийного сигнала (открытия воздушного клапана) после прекращения подачи смазочного материала через клапан потока, с | 2 – 90 |
8. Диапазон давлений смазочного материала на входе в фильтр низкого давления, МПа (кгс/см 2) | 0,04 – 0,4 (0,4 – 4,0) |
9. Номинальная тонкость фильтрации смазочного материала, мкм | 25 |
10. Давление воздуха на входе клапана потока, МПа (кгс/см 2) | 0,14±0,014(1,4±0,14) |
11. Номинальный расход смазочного материала, л/мин, через аппараты (составные части) системы: – фильтр низкого давления – фильтр высокого давления – блок контроля – клапан потока – клапан обратный МВ06.00.000 – клапан обратный 9350– 35 – питатели |
0,40 0,20 0,40 0,20 0,05 0,05 0,20 |
12. Номинальное давление, МПа (кгс/см 2), на входе в аппараты (составные части) системы: – фильтр низкого давления – фильтр высокого давления – блок контроля – клапан потока – клапан обратный МВ06.00.000 – клапан обратный 9350– 35 |
0,4 (4) 25,0 (250) 20,0 (200) 20,0 (200) 20,0 (200) 20,0 (200) |
– питатели: МВМ МВ МВР |
10,0 (100) 16,0 (160) 20,0 (200) |
13. Номинальный перепад давлений, МПа (кгс/см 2), не более, при номинальном расходе на аппаратах (составных частях) системы: – фильтр низкого давления – фильтр высокого давления – блок контроля – клапан потока – клапан обратный МВ06.00.000 – клапан обратный 9350– 35 – питатели |
0,08 (0,8) 0,03 (0,3) 0,7 (7,0) 2,0 (20,0) 0,6 (6,0) 0,25 (2,5) 0,7 (7,0) |
14. Номинальный подаваемый объем ручного насоса, см 3 /цикл | 0,63 |
15. Номинальное давление ручного насоса, МПа (кгс/см 2) | 10,0 (100) |
16. Номинальная вместимость резервуара ручного насоса, л, не более | 0,8 |
17. Масса составных частей системы, кг, не более – насоса – фильтра низкого давления – фильтра высокого давления – клапана потока – блока контроля – клапана обратного МВ06.00.000 – клапана обратного 9350– 35 – коллектора – муфты |
24,0 2,0 1,7 2,2 4,0 0,16 0,025 0,65 2,36 |